Официальный Интернет-ресурс Акимата Федоровского района
Статистика блога
180
Записей
2410
Обращений
93859
Посетителей
Ошакбаев Ерлан Бейсенбекович
Руководитель ГУ «Департамент казначейства по Костанайской области Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан»


Контактная информация

Телефон доверия: 8 (7142) 530721; Телефон  приемной: 8 (7142) 548395;
Факс: 8 (7142) 544049;
Почтовый адрес: 111003, г.Костанай, ул. Гоголя, 177А;
E-mail:

Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Ошакбаев Ерлан Бейсенбекович
Руководитель ГУ «Департамент казначейства по Костанайской области Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан»

Контактная информация

Телефон доверия: 8 (7142) 530721; Телефон  приемной: 8 (7142) 548395; Факс: 8 (7142) 544049; Почтовый адрес: 111003, г.Костанай, ул. Гоголя, 177А; E-mail:

Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)
Ошакбаев Ерлан Бейсенбекович
Руководитель ГУ «Департамент казначейства по Костанайской области Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан»

Контактная информация

Телефон доверия: 8 (7142) 530721; Телефон  приемной: 8 (7142) 548395; Факс: 8 (7142) 544049; Почтовый адрес: 111003, г.Костанай, ул. Гоголя, 177А; E-mail:

Новости региона

13 июля т.г. в законную силу вступил новый Закон «О Прокуратуре».
Мы не могли упустить возможности более подробно узнать о нем у самих прокуроров.
Подробную информацию о положении нового закона изложил сам прокурор Костанайской области, государственный советник юстиции 3-го класса МАРАТ КАЙБЖАНОВ.

Публикуем полное интервью с ним.

- Марат Жолмагамбетович, расскажите, почему возникла необходимость принятия нового закона?
- С момента подписания Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» 10 марта 2017 года не прекращались дискуссии относительно полномочий органов прокуратуры.
По нашему мнению, в период становления независимости страны, на прокуратуру было возложено слишком много функций, которые должны выполнять другие государственные органы.
Прокуратура выступила с инициативой, отказалась от отдельных полномочий, и это потребовало принятия нового Закона.
Это сделано для того, чтобы сконцентрировать внимание на решении наиболее важных проблем.
Генеральный Прокурор лично отстаивал нововведения перед Парламентом.

- Как будет осуществляться высший надзор за соблюдением законности в деятельности государственных органов и субъектов предпринимательства?
- Надзор за деятельностью организаций с негосударственной формой собственности будем осуществлять лишь по поручению Главы Государства и Генерального Прокурора.
Прокурор области, прокуроры городов и районов имеют право назначать и проводить проверки в государственных органах в следующих случаях.
Первое:если человек не может защитить себя сам. Это дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды 1, 2 группы, недееспособные;
Второе:когда нарушены права неограниченного круга лиц. Это случаи, если невозможно или затруднительно заранее посчитать и персонально определить лиц, чьи права нарушены. Например, законность субсидирования в АПК, тарифы монополистов или те же дольщики;
Третье:если есть угроза необратимых последствий жизни и здоровья человека либо безопасности государства.
К примеру, ситуация с паводками в области, несанкционированное загрязнение окружающей среды и т.п.

- Будет ли прокуратура как прежде рассматривать обращения граждан?
- Порядок рассмотрения обращений граждан изменен в корне. Теперь определены 3 категории обращений, которые рассматривает прокурор. Тех заявителей, которые не могут самостоятельно себя защитить;права неограниченного круга лиц; и в случае если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности страны.

При этом по поручениям Главы Государства и Генерального Прокурора, рассмотрению подлежат любые обращения.

Раньше прокуратура принимала все обращения и рассматривала их. Граждане и юрлица привыкли по любому вопросу подавать обращения в прокуратуру как в «одно окно». Это порождало большое количество проверок и огромную переписку с госорганами и заявителями. Прокуратура оказалась перегруженной, а на решение наиболее важных проблем не хватало ресурсов.

Теперь обращения будут рассматривать государственные органы в соответствии с компетенцией. А в случае несогласия с их решениями,гражданин вправе обратиться в суд или к вышестоящему должностному лицу.
Хочу отметить, что государственным органам нужно принять меры к обеспечению качества приема и рассмотрения обращений. Мы готовы оказать содействие в этом вопросе, принять участие в обучающих мероприятиях.

- Изменилась ли с принятием нового закона форма осуществления высшего надзора?
- Новый надзор будем осуществлять в 3-х формах – проверки, анализ и оценка правовых актов.
По поводу проверок я Вам уже сказал.
Процесс анализа подразумевает изучение статистики, сведений государственных и международных организаций, средств массовой информации, материалов административных, гражданских и уголовных дел, а также иных источников информации.
Сейчас осваиваем и внедряем современные технологии – различные информационные системы и ресурсы, интегрированные с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов. Это все регламентируется соответствующими законодательными актами и актами Генерального Прокурора.
По результатам анализа вносятся акты прокурорского надзора либо реагирования.
В новом законе скорректирована система актов прокурора.
Во-первых, их стало меньше, если раньше их было 11, то сейчас всего 9 (исключены предостережение и предписание).
Во-вторых, акты разделены на две группы – на акты надзора и акты реагирования.
В чем их различие?
Акты надзора – представление, протест, санкция, указание и постановление.
Акты реагирования это ходатайство, заявление, обращение, разъяснение закона.
Их отличие в том, что акты надзора обязательные для исполнения, а акты реагирования носят рекомендательный характер.
К сведению, содержание разъяснения закона существенно изменено. Если раньше мы вносили данный акт, чтобы разъяснить государственным органам как правильно применять отдельные нормы закона. То теперь вносить в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений, а также при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

- Есть ли изменения, касающиеся представления интересов государства в суде?
- До недавнего времени, прокуроры принимали участие практически по всем делам в гражданском процессе: о взыскании зарплаты, возмещении ущерба и вреда, причиненного здоровью, выселении, об усыновлении, направлении на принудительное лечение, о признании недееспособным, объявлении безвестно отсутствующим и другие, т.е. по всем частным спорам, где никак не затрагивались интересы государства.
С принятием нового Закона от повсеместного участия откажемся. Теперь - только для защиты государственных и общественных интересов, а также, если лицо не может само себя защитить.
Категории таких дел будут определены в новом Гражданском процессуальном кодексе и приказе Генерального Прокурора.
В административном производстве порядок кассационного пересмотра также кардинально изменился.
Раньше Верховный суд рассматривал административные дела только по протесту Генерального Прокурора.
Теперь люди сами смогут обращаться в Верховный Суд.

- Исполнение судебных актов –вопрос немаловажный для граждан. Какие изменения коснутся данной сферы?
- В новом Законе четко определены пределы надзора в исполнительном производстве.
В настоящее время основная часть взысканий отнесена к компетенции частных судоисполнителей. Граждане сами решают, какому частному исполнителю отдать свой исполнительный лист и заключают с ним соглашение.
Поэтому тотального надзора за исполнительным производством не будет. Приоритетом остается защита государственных и общественных интересов.
Вся работа будет основана на общих требованиях к проведению проверок и анализа.
Прокурор будет вмешиваться в трех случаях:
1) если нарушены права лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту;
2) неограниченного круга;
3) в отношении лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан.
На первый план выйдет судебный контроль. Оспариваешь действия судоисполнителя -иди в суд. Суд обяжет судоисполнителя устранить нарушения, отменить решение, торги и т.д.
Поддержание государственного обвинения по-прежнему будет осуществляться по всем уголовным делам, за исключением дел частного обвинения.
При несогласии с судебным актом прокурор наделен правом принесения апелляционного ходатайства об отмене или изменении приговора.

- Выступая в мажилисе, Генеральный Прокурор сказал: «в уголовном процессе нас будет много».Что подразумевает осуществление от имени государства уголовного преследования?
- Это направление определено главным вектором надзорной деятельности, т.к. нарушение прав гражданина в уголовном судопроизводстве наносит ему наибольший вред.
Наша первая задача - расширить институт процессуального прокурора, он максимально приблизит нас к новой модели уголовного процесса.
С июня у нас в области процессуальные прокуроры обеспечивают надзор по всем делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Закрепив эти позиции, пойдем на дальнейшее расширение.
Второе – обеспечить законность с момента регистрации материала в Едином реестре досудебного расследования. Если нет оснований для уголовного преследования – то дело должно быть прекращено не дольше, чем в три дня. Во втором квартале в такие сроки прекращено около 40 %, а в первом квартале было 15%. Такой результат повлек сокращение количества обращений граждан в органы прокуратуры на 24 %.
Третье- оптимизация уголовного процесса, его ускорение и упрощение. В июне мы вступили в пилотный проект и уже 80 % дел по очевидным преступлениям окончили и направили в суд в течение 10 суток.
Дальнейшее развитие получит институт дежурного прокурора. Базируясь в здании органа уголовного преследования, он будет на месте разрешать проблемы и устранять нарушения.
С прошлого года в нашей области реализуется Межведомственный План против пыток. Количество жалоб на пытки в 2016 году сократилось на 50%, а в этом году еще на 60%. При содействии акиматов во всех городах и районах создадим прозрачные следственные кабинеты и надеемся, что это позволит окончательно устранить проблему.
Четвертое - внедрение электронного уголовного дела. Цифровизация процесса сделает его прозрачным, оперативным, свободным от манипуляций и фальсификаций.
И пятое - вопросы координации борьбы с преступностью останутся у прокуроров. Опыт обеспечения взаимодействия мы имеем. Делая акцент на борьбу с кражами, за 2014-2016 годы общая преступность в области снижена на 21%, а в текущем году – на 26%.
Я осветил только те сферы прокурорского надзора, которые претерпели существенные изменения.
Также за прокурорами, помимо вышесказанного, закреплено (как и ранее)осуществление надзора за законностью актов местных представительных и исполнительных органов, за законностью исполнения наказаний и применения иных мер государственного принуждения, за соблюдением международных договоров, за законностью в сфере государственной правовой статистики и специальных учетов.
Резюмируя сказанное, хочу закончить словами Генерального Прокурора, прозвучавшими в его выступлении в Мажилисе Парламента «Мы сами отказались от части полномочий. Все это ради интересов людей. Защищенность граждан от этого не пострадает».
Новый Закон позволит нам выйти на более высокий и качественный уровень надзора. Мы сможем сконцентрировать наши усилия на важном и реализовать главную задачу – повысить доверие граждан.
- Марат Жолмагамбетович благодарим Вас за беседу и детальное разъяснение нового закона!

Возврат к списку


Отправить письмом
E-mail